Тутаев

Тутаев

Тутаев — современное название города, раскинувшегося по обоим берегам Волги между Рыбинском и Ярославлем. Исторически Тутаев со времен правления Александра I и до революции назывался по-другому, вычурно и звучно, — Романов-Борисоглебск. А еще раньше, в канун правления Екатерины II и далее в глубь веков, тут и вовсе находилось два населенных пункта: Романов на левом берегу и Борисоглебская слобода на правом, напротив Романова. Но ни сейчас, ни в эпоху Александра Благословенного, ни при его бабушке государыне Екатерине Великой не было в этом месте моста. Так и ездят с незапамятных времен тутаевцы-романовцы-борисоглебцы друг к другу в гости на лодках, а если очень повезет, то на пароме.

На месте где сегодня стоит город Тутаев в старину была Борисоглебская слобода, она возникла в непроглядной темени Средневековья. Место здесь славилось рыбой, а рыба в ту далекую пору подавалась к столу несравненно чаще, нежели мясо. Спрос на нее был очень и очень велик, рыбаки редко когда оставались без куска хлеба. Вот и Борисоглебское поселение наверняка изначально задумывалось безымянным основателем как рыбацкий населенный пункт. Основатель слободы не прогадал — дела шли на лад, и к XVI веку селение сперва заметили на самом верху — в Москве, а вскоре и приписали к дворцовому приказу. Так борисоглебцы сделались поставщиками рыбы обеденного стола «Божиею милостию государей всея Руси». О том, какие виды рыб отправляли в Кремль из слободы, свидетельствует древний документ: «Свежие красные рыбы по 30 осетров, по 25 белых рыбиц, по 20 стерлядей больших, по 50 средних, по 80 меньших в год…»

Примерно к середине XVII столетия на Ярославщине в целом были преодолены последствия Смуты начала века. Борисоглебская слобода и находящийся на левом берегу реки город Романов переживали существенный подъем экономики и производительных сил, что в значительной степени объяснялось мощной транзитной торговлей, осуществлявшейся по Волге. Поток товаров шел через Борисоглебскую слободу с севера на юг, от студеного Белого моря к теплому Каспию, и обратно. Не забудем и о близком Ярославле — он являлся одним из крупнейших торговых центров России того времени, и его благоденствие распространялось на окрестные города.

Помимо ловли рыбы, борисоглебцы занимались кузнечным делом, для которого использовали не отличавшиеся особым качеством болотные руды близлежащих земель в Мологско-Шекснинском междуречье. Составитель брошюры, посвященной истории Тутаева, А. Н. Горстка пишет: «Вокруг Воскресенского собора на Черной горе располагалось до сотни кузниц, которые изготавливали гвозди, необходимые для строительства барок, металлическую посуду, утварь». Местные барки, получившие название «романовки», стали еще одной визитной карточкой и города Романова, и Борисоглебской слободы. Эти прочные суда, имевшие до 15 метров в длину и 4 метров в ширину, в большинстве случаев служили для перевозки ценных грузов по Волге и ее притокам. Управлялись «романовки» рулем и ходили под прямым парусом, поднимаемым на одной, большой и толстой, мачте. Говорят, в свое время на них обратил внимание большой ценитель судостроения Петр I.

Во время знаменитой губернской реформы, проведенной Екатериной И, изменения затронули и Борисоглебскую слободу с окрестностями. В 1777 году ее объединили с Ямской слободой и селом Ново-Благовещенье в город Борисоглебск, который определили центром одноименного уезда. Воскресенский храм получил статус главного городского собора. Минуло без малого полвека, и в 1822 году состоялось еще одно объединение: два города, расположенных друг напротив друга, Борисоглебск и Романов, слились в один — Романов-Борисоглебск.

Обновлено: 24.02.2019 — 16:13