Реклама от Google




Палех

Палех

Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 60 километрах от областного центра.

 Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех. «… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. К середине XVI века род князей Палецких прекратился, и по Духовному завещанию Ивана Грозного в 1572 году село Палех было отдано в поместное владение его сыну, а в 1619 году пожаловано Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. Затем село перешло к родственникам Бутурлиных — Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на «красном», то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на «темном» — Бутурлиным.

Палешане славились как мастера монументальных фресковых росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882г. расписала Грановитую палату в Московском Кремле. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Ярлыкове, Мугреевском и др.

После революции 1917 года промысел в Палехе прекратил своё существование. Иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». В декабре 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.В.Котухин, В.В.Котухин, И.В.Маркичев, И.И.Зубков. Бывшие иконописцы не отказались от привычной для них техники письма яичными красками и творёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу.

 

Обновлено: 24.02.2019 — 16:12