Диксон

ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА ДИКСОН

7 сентября 1915 года основан Диксон.

Диксон – арктический поселок на берегу Карского моря ведет свою историю из глубины веков, исторические корни которого тесно связаны с героической эпохой полярных открытий и освоения Арктики.

Остров Диксон был открыт русскими поморами еще в начале XVII века. В 1610 г. в эти края ходил на кочах по Енисею торговец Кондратий Курочкин.

В XVIII веке русские моряки Обь-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции обстоятельно изучили побережье Енисейского залива, впервые положив его на карту. Штурман Федор Алексеевич Минин, открыв у «заворота земли» — входа в Енисейский залив неведомые ранее острова и удобную около них бухту, писал: «А от сильных и противных ветров к сохранению морских судов защищение благонадежное».

В 1738 г. назвал он нынешний остров Диксон «Большой Северо- Восточный», а местные промышленники величали его «Долгий» или «Кузькин».

Известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд в 1875 г., совершая плавание на шхуне «Превен» в устье Енисея, также обратил внимание на глубоководную, хорошо защищенную от ветров гавань, лучшую, по его мнению, на всем северном побережье Азии. «Я надеюсь», — писал он, — «что гавань эта, ныне пустынная, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей».

А. Э. Норденшельд назвал ее гаванью Диксона, в честь шведского предпринимателя и мецената Оскара Диксона, финансировавшего многие полярные экспедиции. В 1894 г. острову Диксон официально было присвоено это имя известным русским гидрографом Андреем Ипполитовичем Вилькицким (спустя почти двадцать лет, как его назвал А. Э. Норденшельд).

Гавань Диксон стала часто посещаться судами, которые использовали ее для отстоя. Например, в 1893 г. Северным морским путем было доставлено 1500 тонн рельс для Транссибирской железной дороги. Полярный исследователь Эдуард Васильевич Толль, руководивший Русской Полярной экспедицией (1900—1903 гг.), создал на острове Диксон угольный склад (деревянный амбар) для своей яхты «Заря». Склад этот стал первым строением на острове, впоследствии эпизодически использовался другими судами.

Дальнейшее освоение Северного морского пути и, в частности, обеспечение работ Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», вызвали необходимость создания на острове Диксон полярной радиостанции. В августе 1915 г. «экспедиция Г. П. Кушакова доставила на Диксон шестикиловаттную радиотелеграфную станцию. По рабочим чертежам, выполненным А. В. Телегиным, была изготовлена 110-метровая мачта для беспроволочного телеграфа, смонтированная под руководством электрика Л. К. Леске на острове Диксон» (Денисов В. «Хронология Таймыра», Норильск, 2009, С. 135). 7 сентября 1915 г. Диксонская радиостанция впервые вышла в эфир, была установлена 13 связь с Исакогорской радиостанцией, расположенной вблизи Архангельска. Эту дату принято считать днем основания поселка Диксон.

«18 сентября 1915 года на Диксоне построены первые жилые дома» («Советский Таймыр», 1980, 11 октября, С. 2). В порту Диксон устраивается зимовье на 54 человека, а по берегу между Диксонской бухтой и устьем р. Пясины — три депо провизии. Главный врач экспедиции (ГЭСЛО) Леонид Михайлович Старокадомский так описал Диксон того времени: «На острове заканчивалась постройка двух домов, были выстроены хорошая баня и сарай. Все постройки изготовлены в Красноярске и оттуда доставлены в разобранном виде. Около домов возвышалась, правда, еще не оснащенная, радиомачта в 110 метров» («Диксонская народная картинная галерея», М., 1988, С. 5). С 1916 г. работает гидрометеорологическая станция. На их базе в 1930-е годы созданы первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Они сыграли роль градообразующих предприятий. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

В 1937 г. на острове Диксон были открыты первый магазин, почта.

В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база. Уголь доставлялся баржами с р. Пясины.

Летом 1941 г. было закончено строительство нескольких двухэтажных домов, которые положили начало первой улицы в поселке Диксон – улице Водопьянова. В 1945 г. на Диксоне была организована шестимесячная вечерняя школа для обучения партхозактива.

В 1956 г. «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 ноября поселок Диксон Усть-Енисейского района Таймырского национального округа отнесен к категории рабочих поселков» («Советский Таймыр», 1980, 23 августа, С. 2). В апреле 1957 г. островной и материковый поселки были административно объединены в один, ставший центром Диксонского района, выделившегося из Усть-Енисейского.

Во время советского периода освоения Арктики поселок Диксон превратился в важный транспортный узел, развитие получила стройбаза, сельскохозяйственное производство, социальная сфера. Здесь размещалось подразделение ПВО (противовоздушной обороны) и пограничников. Население поселка – высококлассные, образованные специалисты занимались обслуживанием навигации, научными наблюдениями за климатом, гидрографическими исследованиями, геологоразведкой, промыслом морского зверя, пушнины, рыбы.

Обновлено: 24.02.2019 — 16:16